Изменения в закон о регистрации юрлиц позволят бюджету сэкономить 120 млрд. рублей

По его словам, новый закон существенно упрощает процедуру изъятия из госреестра несуществующих организаций. Он отметил, что в настоящее время в России насчитывается около 1,8 млн. юридических лиц, которые не ведут никакой деятельности и по сути являются фиктивными. Их изъятие из госреестра до вступления в силу нового закона было возможно только в результате судебных процедур ликвидации или по упрощенной схеме банкротства, каждая из которых требует от бюджета затрат в размере как минимум 70 тыс. рублей.

Фрадков требует "обуздать инфляцию" и удвоить ВВП

Премьер-министр России Михаил Фрадков потребовал от министров принять меры по "обузданию инфляции" и обеспечению удвоения ВВП, сообщает РИА "Новости".

За полтора месяца, оставшиеся до внесения в Госдуму бюджета-2006, необходимо обратить первоочередное внимание на эти вопросы, сказал премьер, выступая в четверг на заседании правительства.

"Времени на отвлеченные рассуждения у нас нет", - заявил Фрадков.

В связи с этим он поручил главе Минэкономразвития Герману Грефу в ближайшее время завершить работу над уточнением прогнозов социально-экономического развития страны, а также над уточнением федеральных целевых программ совместно с отраслевыми министерствами.

Премьер поручил также министру финансов Алексею Кудрину "активно в этом поучаствовать, чтобы мы могли качественный интеллектуальный продукт (проект бюджета) предложить нашим коллегам в Госдуме для обсуждения в сентябре".

Фрадков напомнил, что на совещании президента с членами правительства и руководством Госдумы в понедельник были фактически подведены итоги работы в первом полугодии. "Президент поставил нам четкие задачи до конца этого года", - сказал премьер.

Среди этих задач Фрадков, в первую очередь, назвал "обуздание инфляции", а также обеспечение таких темпов экономического роста, которые позволили бы добиться удвоения ВВП.
 
Источник: РИА Новости

Автогражданка подешевеет

Снижение тарифов на страхование автогражданской ответственности автовладельцев, видимо, все-таки станет реальностью - как бы страховщикам ни хотелось сохранить status quo. По итогам позавчерашнего совещания в Минфине первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов дал департаменту страхового надзора поручение в ближайшие две недели подготовить предложения по корректировке тарифов. С другой стороны, это совсем не означает, что водители, которые пока не приобрели полисы ОСАГО, могут расслабиться. До возможного снижения цен пройдет не менее полугода, и штрафы за отсутствие полиса никто отменять не собирается. А о размере "дисконта" можно только гадать.

Минфин всегда боролся против снижения тарифов по ОСАГО, о чем неоднократно заявлял депутатам. Однако после того, как в декабре Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян, заявил в прямом эфире о необходимости установить более гибкие подходы к определению тарифов, перемены стали делом времени. Вопрос в том, насколько гибко Минфин подойдет к этому вопросу, чтобы соблюсти баланс и, выполняя социальное поручение президента, не загубить саму идею автогражданки, сделав ее убыточной для страховщиков. Пока очевидно, что в случае снижения коэффициентов (что наиболее вероятно) в выигрыше останутся жители мегаполисов и владельцы машин с большим объемом двигателя. Однако даже этого ждать скоро не стоит. От сбора статистических данных до реализации предложений в проект, который должен подписать Михаил Касьянов, уйдет немало времени. И даже если постановление будет подписано до президентских выборов, о чем говорят в правительстве, в действие оно вступит не раньше чем со второго полугодия текущего года.

Слухи о снижении тарифов глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль назвал в беседе с "Известиями" "уткой". "В ходе обсуждения вопроса об ОСАГО на недавнем рабочем совещании в Минфине говорили в том числе и о тарифах, - сказал Коваль. - Звучало мнение о том, что тариф, быть может, и велик. Но также, может быть, тариф и мал. Документов, которые подтвердили бы то или другое мнение, нет. Речи о том, что тарифы будут снижены, не шло". Он также сообщил, что Минфин поручил союзу подготовить статистику по ОСАГО за второе полугодие 2003 года. Генеральный директор страховой компании "Согласие" Игорь Жук отметил в беседе с "Известиями", что ему хотелось бы знать, на основании чего и какой статистики хотят снизить тарифы. "Мы, страховщики, законопослушны, но конечно же мы будем считать и думать, стоит ли нам продолжать работать по ОСАГО, если тариф снизят. Есть некий размер, меньше которого страховые компании не будут заниматься этим видом страхования".

Из чего складывается стоимость страховки

Базовый тариф страхования автогражданской ответственности составляет 1980 руб. Также правительство в мае 2003 года утвердило ряд повышающих коэффициентов. Жителям крупных городов приходится платить за то, что машина зарегистрирована в мегаполисе, где машин много, поэтому аварии на дорогах случаются часто. Так, в Москве повышающий тариф равен двум, в Московской области и Санкт-Петербурге - 1,8. Кроме коэффициента за регион существует коэффициент за мощность двигателя. Этот коэффициент правительство назвало социальным - было решено, что водитель иномарки должен платить за страховку дороже, чем водитель отечественных "Жигулей". Так, за двигатель в 100 л.с. водитель платит в 1,3 раза больше базового тарифа, а в 200 л.с. - в 1,9 раза.

Сейчас идут разговоры, что правительство может отменить повышающие коэффициенты за мощность двигателя. Самое интересное в том, что страховые компании, которые по сути и являлись всегда лоббистами автогражданки, никогда не настаивали на том, что за больший объем двигателя человек должен платить больше. Нет никакой статистики, которая свидетельствовала бы о том, что машины с большим объемом двигателя попадают в аварии чаще, чем машины с маломощными двигателями.

Инвестфонд почти похоронили

Инвестпроекты общенационального значения теряют последний шанс получить в следующем году деньги из инвестфонда. Правительство, Минфин и Минпромэнерго в пух и прах разбили разработанные Германом Грефом принципы участия государства в инвестпроектах. В Белом доме уже не верят, что инвестфонд заработает со следующего года.

Поставщик заплатит

Депутаты приняли в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, изменяющие порядок взимания НДС. Документ получился достаточно большой. Есть технические изменения, есть и весьма серьезные поправки. Они касаются налогоплательщиков с небольшими оборотами. Статья 145 Налогового кодекса предусматривает для этой категории предприятий возможность освобождения от уплаты НДС. Раньше для того, чтобы получить освобождение от уплаты налога, было достаточно в течение трех месяцев иметь оборот до 1 миллиона рублей. Сейчас этот порог поднят до двух миллионов рублей. Это означает, что малому бизнесу теперь легче будет получить освобождение от НДС.

Противоестественные монополии

Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект "О защите конкуренции", вводящий новые критерии для оценки злоупотреблений доминирующим положением на рынке.

Сегодня вопросы конкуренции регулируются двумя законами - "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", однако ни один из них не дает антимонопольным органам достаточных инструментов для контроля за рынками. Новый закон уточняет основные понятия: «доминирующее положение», «согласованные действия, ограничивающие конкуренцию», «монопольно высокая цена», «монопольно низкая цена», «необоснованно высокая (низкая) цена», «конкурентная цена», «недобросовестная конкуренция», «дискриминационные условия».

Занимающими доминирующее положение на рынке будут те предприятия, доля которых на рынке определенного товара (не имеющего адекватной для потребителя замены) более 50 %. Или даже менее, если это доминирующее положение подтверждено антимонопольным органом и признано допустимым. В отношении холдингов законопроектом вводится понятие коллективного доминирования, когда две-три компании занимают каждая на рынке более 50%.

Разгрести монопольные завалы даже с помощью нового закона будет непросто: страна большая, предприятий в ней много, и, если конкуренты не подадут в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) злую кляузу, у антимонопольщиков нескоро дойдут руки до всех и каждого. Но если по результатам рассмотрения дела доминирующее положение группы компаний будет установлено, ей автоматически запретят во избежание штрафа устанавливать монопольно высокие цены, изымать товары из обращения, навязывать контрагентам невыгодные условия, необоснованно сокращать или прекращать производство товаров, необоснованно отказываться от заключения договоров с другими покупателями.

Впервые в антимонопольном законодательстве появится понятие государственной помощи, когда казенные средства предоставляются коммерческой структуре. Причем важно это не столько в контексте денег, сколько применительно к земельным ресурсам, недвижимости и предоставлению индивидуальных, договорных льгот по ведению бизнеса.

Отчасти законопроект смягчает условия игры на рынке: отменяет предварительный контроль приобретения акций в объеме более 20% капитала предприятия, отказывается от антимонопольного контроля за сделками, величина активов одного из участников которых не превышает 30 млн руб. Деятельность естественных монополий также полностью подпадет под действие закона. Представляя законопроект в думе, глава ФАС Игорь Артемьев заявил: «Закон должен будет концентрировать внимание антимонопольных органов на противоправных действиях крупных предприятий, освобождая из-под мелочной опеки предприятия малого и среднего бизнеса».

По его словам, документ будет давать гарантии бизнесу от возможного произвола чиновников, так как любое решение и предписание ФАС могут быть приостановлены с момента обращения компаний в суд.

Однако не все эксперты уверены в действенности судебных разбирательств бизнеса и власти. По словам председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, настораживает и то, что антимонопольщики получат неограниченный доступ к информации, какого не имеет даже прокуратура. По мнению главы комитета по собственности Госдумы Виктора Плескачевского, поскольку в подавляющем большинстве отраслей доминирующее положение занимает государство, нельзя надеяться на то, что судебная власть может защитить предпринимателя в конфликте с госорганом. Правда, его коллега из комитета по кредитным организациям Алексей Митрофанов, наоборот, считает, что новый закон даст государству недостаточно антимонопольных полномочий. «Антимонопольная служба в идеале должна иметь силовой компонент и подчиняться президенту, который бы контролировал тарифы на воду, бензин, железнодорожные перевозки и учетную ставку ЦБ», - сказал он.

Самого основного, а именно - какими санкциями будет караться нарушение антимонопольного законодательства - в законе пока нет. И скорее всего не будет. Размер штрафов для нарушителей будет прописан в КОАП. Также ко второму чтению, которое состоится предположительно в начале октября, депутаты могут дополнить законопроект нормами, отдельно регулирующими рынок продовольствия и рекламы.

Закону об особых экономических зонах - быть

Особые экономические зоны (ОЭЗ) призваны стать инкубатором передовых технологий и идей, считает вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. "Особые экономические зоны станут инкубатором передовых технологий, идей, наукоемких производств, для реализации которых будут созданы все благоприятные условия", - заявил Пехтин.

Ожидается, что законопроект определит правовой режим особых экономических зон, порядок их создания и функционирования, особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории.

Пехтин отметил, что если к концу текущего года будет принята вся нормативная база по созданию особых экономических зон, то первые зоны появятся в стране уже в 2006 году.

На финансирование особых экономических зон в 2006 году из федерального бюджета планируется выделить 6 млрд рублей. Вначале планируется создать до 10 технопарков, каждый из которых, по расчетам правительства, потребует вложений 100-150 млн долларов. Управлять зонами будет единый орган, члены которого будут уполномочены решать любые вопросы, связанные с деятельностью зон.

В настоящее время в мире действует более тысячи особых экономических зон - техноградов. Большое внимание развитию техноградов уделяется Индией, Китаем, Ирландией.

Сегодня объем мирового рынка информационных технологий - более 900 млрд долларов, что превышает нефтяной сектор экономики. Ежегодный рост данного рынка составляет 8%. При этом доля России на этом рынке составляет только около 0,7%, что составляет примерно 7 млрд долларов.

Согласно проекту закона, устанавливается два типа особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Однако глава Минэкономразвития РФ Герман Греф предлагает расширить перечень зон, относящихся к особым экономическим, до трех, прибавив к ним рекреационные - зоны отдыха.  Больше всего заявок на создание данного вида зон поступает из Краснодарского края, также это интересно для городов, расположенных на древних русских реках.

По словам Грефа, Минэкономразвития РФ к сентябрю подготовит поправки в закон "Об особых экономических зонах" по этому вопросу.

Законопроект смог учесть все положительные мировые наработки в данной сфере. Однако, закон - не панацея, и сами особые экономические зоны не смогут подменить экономику. В ближайшее время будет издано около 40 подзаконных актов, имеющих отношение к этому вопросу. 

На скорейшем принятии законопроекта об особых экономических зонах настоял лично президент Владимир Путин. Этот закон фактически должен сформировать принципиально новую для России бизнес-среду - промышленные парки, венчурный капитал и вовлечь в реальную рыночную экономику сотни тысяч людей. По тому, как будет реализован этот закон, можно будет составить окончательное мнение об отношении власти к бизнесу.

Напомним, особые экономические зоны создаются решением правительства РФ на срок до 20 лет. Законопроект предусматривает создание промышленно-производственных зон на территории площадью не более 20 кв. км, технико-внедренческих - на территории площадью не более 2 кв. км. Инициатором создания той или иной зоны будет выступать субъект РФ, который будет подавать заявку в правительство, после чего кабинет министров на конкурсной основе будет определять создание таких зон.

Виды деятельности, разрешенные на территории особых экономических зон, определяются правительством РФ. При этом не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, переработка лома металлов, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии, производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.

На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как ее резиденты, так и нерезиденты. Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в Налоговом кодексе РФ.

Однако, как отмечают некоторые эксперты, проект закона об особых экономических зонах установлению партнерских отношений между властью и бизнесом не слишком способствует, т.к. плата за вход в ОЭЗ для бизнеса слишком велика: инвестиции в 10 млн. евро и неэффективная система защиты интересов бизнеса при жестком контроле чиновников за работой таких зон.

1 января 2006 г. председательство в "Большой восьмерке" перейдет к России

Основными темами российского председательства в «Группе восьми» в 2006 г. станут энергетическая безопасность и образование, - об этом заявил Президент России В.Путин на встрече с журналистами по завершении саммита «восьмерки» в Глениглсе (Шотландия).

Власти выдавливают профицит из бюджета

Вчерашняя встреча в Белом доме, уже названная началом нулевого чтения бюджета-2006, завершилась так. Михаил Фрадков призвал искать "неинфляционные инвестиционные проекты". Он даже знает, как эти проекты искать: "Одна голова – хорошо, а две – лучше!" – "А четыре – еще лучше!" – подхватил Борис Грызлов. "Правильно! – согласился премьер – Привлечем еще и губернаторов". Это третья голова, четвертая же осталась, вероятно, в резерве – может быть, для Совета федерации, но, скорее всего, неназванной осталась кремлевская голова.